Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Вопросы конкурсного отбора на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации

Государственная гражданская служба Российской Федерации — важнейший инструмент проводимых в государстве преобразований, связанных с развитием социально-экономической сферы и формированием институтов гражданского общества. В процессе её реформирования большое внимание уделяется разработке и внедрению современных кадровых, информационных и образовательных технологий, позволяющих совершенствовать её кадровый состав, поскольку на государственной службе должны находиться лица, имеющие необходимый уровень профессиональной подготовки, соответствующий установленным квалификационным требованиям.

Одной из таких технологий является конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба). Конкурс на замещение вакантных должностей гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан поступать на гражданскую службу и позволяет минимизировать субъективность в оценке конкретного лица, а также стимулирует государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие) к работе над повышением своей профессиональной подготовки и развитием своих личных и деловых качеств.

Кроме того, мировой опыт отбора кадров на государственную службу свидетельствует о том, что конкурсные процедуры как наиболее современные и демократичные выступают необходимым и обязательным условием формирования кадрового состава государственных, корпоративных и муниципальных образований.

Порядок поступления на гражданскую службу установлен Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии со ст. 22 Закона поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим иной должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы (далее — конкурс), который заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Мероприятия по организации поступления на гражданскую службу и обеспечению профессиональной деятельности гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации осуществляются Департаментом государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2007 г. № 309 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (далее — Методика), сроки и порядок работы конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Методикой конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее — конкурс) проводится в два этапа.

На первом этапе осуществляется подготовка и публикация объявления о приеме документов для участия в конкурсе, выбор методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, разработка для них тем и вопросов.

В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений на гражданской службе в Министерстве обороны Российской Федерации также проводится изучение кандидатов посредством проведения проверок достоверности представляемых ими документов и сведений.

На втором этапе осуществляется оценка профессиональных и личных качеств кандидата, принятие решения конкурсной комиссией, а также назначение на вакантную должность гражданской службы в Минобороны России.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов: индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендуют кандидаты.

Кроме того, в Министерстве обороны Российской Федерации также внедряются новые методы отбора кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы. Например, подготовка экспертного заключения центрального органа военного управления Минобороны России по результатам изучения кандидата о его соответствии квалификационным требованиям по уровню профессионального образования и навыкам, предъявляемым к должности гражданской службы; использование тестирования в электронной форме для определения уровня подготовленности и знаний претендентом основ законодательства Российской Федерации о гражданской службе и противодействии коррупции.

Выбор методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов производится конкурсной комиссией с учетом предложений руководителей органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к должности гражданской службы, на замещение которой проводится конкурс, и других положений должностного регламента, связанных с исполнением обязанностей по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Конкурсной комиссией выставляются дополнительные баллы за наличие у кандидата стажа государственной службы или работы по специальности, высшего профессионального образования, соответствующего направлению служебной деятельности, ученой степени и (или) ученого звания, государственных наград, классного чина, дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению служебной деятельности.

Индивидуальное собеседование проводится после тщательного изучения и оценки представленных кандидатом документов, кандидатам, как правило, задается равное количество одинаковых вопросов.

Тестирование кандидатов проводится в целях определения их профессиональных, организаторских и личностных качеств по единому перечню теоретических вопросов. Письменный тест составляется на базе квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом специфики должностных обязанностей.

Реферат кандидаты готовят по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей и полномочий по должности гражданской службы, на замещение которой они претендуют. Тема реферата указывается в объявлении о приеме документов для участия в конкурсе.

Групповые дискуссии проводятся в форме свободной беседы с кандидатами по теме их будущей работы (службы) и с последующим выбором наиболее активных, самостоятельных, информированных, логично мыслящих лиц. Проведение дискуссий базируется на практических вопросах – конкретных ситуациях.

При анкетировании конкурсная комиссия оценивает кандидатов по результатам проведенного анализа представленных кандидатом документов, индивидуального собеседования и других методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов с заполнением анкеты.

Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении, а также для включения либо отказа о включении кандидата в кадровый резерв.

Убедительным свидетельством того, что Методика позволяет успешно реализовать принцип открытости при поступлении на гражданскую службу в Министерство обороны Российской Федерации, являются статистические данные, представленные на рисунках 1-4.

Вместе с тем, опыт конкурсного отбора кадров на гражданскую службу и практика проведения заседаний конкурсных комиссий государственных органов, в том числе и Министерства обороны Российской Федерации, позволили выявить сложность и комплексный характер проблем формирования кадрового состава, а также необходимость дальнейшего совершенствования методики оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, участвующих в конкурсах.

Актуальность совершенствования указанной работы вызвана и необходимостью реализации задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261.

Президентом Российской Федерации определены основные направления развития системы государственной службы Российской Федерации, которые связываются с постановкой и решением задач по разработке и обеспечению применения современных методик проведения конкурсов, повышению объективности оценки профессиональных знаний и навыков граждан при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв, а также по автоматизированию кадровых процедур и внедрению информационных технологий в систему управления кадровыми ресурсами.

В рамках участия Министерства обороны Российской Федерации в реализации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» в 2009 году выполнена научно-исследовательская работа по теме «Разработка современных методик проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации» (Шифр «Конкурс-2009»), результаты которой внедряются в практику кадровой работы в ведомстве.

Кроме того, представляется, что ведущим принципом, требования которого должны найти отражение в работе по отбору кадров на гражданскую службу, следует обозначить принцип обеспечения приоритета профессиональных качеств (принцип профессионализма). В этом смысле следует ориентироваться на главную цель реформирования и развития государственной службы Российской Федерации: создание профессиональной гражданской службы, формирование ее новой системы, получившей за рубежом название системы «заслуг и достоинств». Требования данного принципа должны найти выражение в содержании критериев оценки профессионального уровня претендентов на замещение вакантных должностей гражданской службы, в формулировании набора профессиональных знаний, умений и навыков, определенных в соответствии с категориями и группами должностей. В свою очередь, все без исключения конкурсные процедуры должны основываться на этих критериях, создавая, таким образом, условия для поддержания содержательной однородности и состязательности участников конкурса по четко установленным показателям профессиональной компетентности.

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false